Посмотреть на себя настоящего и увидеть послание в прошлое – в этом есть смысл, ведь я стою здесь сейчас благодаря тем, кто строил наш город, кто созидал, обращаясь в будущее. Но у всего есть отражение и оборотная сторона. На этой стене – послание комсомольцев потомкам. Позитивно, даже восторженно. На противоположной – послание заключенных. Сухо, монотонно, без прикрас.
Посетитель музея:
«Город строили заключенные Советского Союза, в тяжелых условиях, приговоренные к тюремному заключению на 25 лет».
Это записка от каторжников Северска 1955 года. А теперь послушайте письмо жителей Новосибирска из 1967 года.
Посетитель музея:
«И ваши корабли давно уже бороздят галактики. Вы ведете переговоры о научном и культурном сотрудничестве с представителями иноземных цивилизаций. Мы верим, что дело, которое начали 50 лет тому назад наши отцы и деды и которое продолжаем мы, вы доведете до победного конца».
Взгляды на будущее здесь не то что противоположны, они несопоставимы. Эту несимметричность художник Павел Ротц показал, отзеркалив послания из капсул времени и записок, найденных в северных советских лагерях. Сейчас они хранятся в Московском музее истории ГУЛАГа.
Павел Ротц, художник, дизайнер, Финляндия:
«Мы, конечно же, пытались найти послания в Норильске. И нам рассказывали о том, что они были, их находили, но сейчас уже никто не может их найти и вспомнить. Например, из таких посланий была вот эта капсула времени, заложенная Львом Нетто. Здесь, где-то в Старом городе, они во время существования ГУЛАГа, будучи заключенными, заложили в капсулу устав демократической партии. Это была их демократическая партия России, нелегальная подпольная организация, которая существовала в лагере. И они этот устав где-то здесь заложили, но это существует сейчас на уровне городской легенды».
Вторая инсталляция «Полотно» – дело рук Александры Ротц. Вышитые на нем черточки символизируют невозможность подсчета жертв ГУЛАГа. Точные цифры неизвестны по сей день, поэтому на ткани много пустых мест. Важной частью выставки стали самодельные иглы.
Александра Ротц, художник, дизайнер, Финляндия:
«Мы ездили в Дудинку, нашли там проволоку и решили сделать из нее иглу, вытачивали. Вторая игла из рога. Это скорее отсылка не к письмам заключенных, а к народным промыслам, которые здесь все вышивались, раньше, по крайней мере, вот такими иглами. И третья иголка из расчески».
Художников вдохновило письмо заключенного к сыну. Отец вышил его на платке. Ни иглы, ни ниток у каторжников не было, мастерили, из чего придется, и писали как есть. Хотя и авторов комсомольских посланий нельзя упрекнуть в фальши.
Дмитрий Соснин:
«Я в письмах комсомольцев тоже вижу, как это ни странно, искренность, поэтому, с одной стороны, это противопоставление, а с другой – единство. Потому что в 1960-е годы, когда были написаны вот эти письма, был действительно такой подъем надежд, освоение космоса. Меня очень впечатлило послание, где комсомольцы описывают, как через 50 лет мы уже контактируем с внеземными цивилизациями».
Вот такая многогранная история: пока одни мечтали о покорении космоса, другие надеялись, что в мире не останется места рабскому труду. А что вы написали бы своим потомкам?