#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В 1938 году в Норильск приехали те, кому суждено было стать легендами. Это молодые ленинградские архитекторы – Витольд Непокойчицкий и Лидия Миненко. Под их руководством разрабатывался генплан города и построены все исторические здания. В этом году Непокойчицкому исполнилось бы 100 лет, но горожане помнят первого архитектора города. О передовых технологиях строительства на вечной мерзлоте в очередной серии «Легенды Норильска» расскажут писатели и исследователи Севера – Лариса и Станислав Стрючковы.
Станислав Стрючков:
«Витольд Станиславович Непокойчицкий – отец-основатель нашего города. Мало в истории Норильска найдется людей, которые сделали для города столько, как Витольд. Дело в том, что он не только определил местоположение будущего Норильска, но и составил первый генплан и определил облик всей архитектурной исторической части современного Норильска.
А в Норильск он попал вместе со своей женой – Лидией Владимировной Миненко. После окончания Ленинградского инженерно-строительного института, поработав пару лет уже в Ленинграде на архитектурных должностях. Пригласил Непокойчицкого Завенягин, который в 1938 году занял пост директора комбината и искал архитектора, который смог бы возглавить строительство нового города.
При первой же встрече через полчаса разговора Завенягин понял: да, этот парень сможет. Он сможет построить город, как сказал Сталин «комфортного» проживания. Лучше, чем столица Аляски – город Джуно. Так и получилось.
Первое время Непокойчицкий занимался тем, что искал место для строительства города. А для этого он определил аж шесть перспективных площадок. Одной из которых, кстати, было то место, где сейчас находится Надеждинский завод. Возможно, оно было бы лучше, поскольку там скальное основание. Но слишком далеко. Надо было искать компромисс. И Непокойчицкий нашел его в том месте, где мы с вами сейчас находимся.
В исторической части города он создал практически все, а если не он, то под его руководством. Чисто авторских проектов у Витольда Станиславовича немного, и все они были сделаны в паре с Лидией Владимировной Миненко – его женой, с которой он познакомился на первом курсе института, так они вместе и шли по жизни. И приехали вместе.»
Лариса Стрючкова:
«Как раз этот союз Непокойчицкого и Миненко – это тот редкий такой пример счастливого попадания друг в друга. Они действительно познакомились молодыми людьми. Учились в одной группе. Но, по всей видимости, это была любовь с первого взгляда. Собственно говоря, Лидия Владимировна была красавицей на курсе. Он тоже – статный такой, все время хвастался, что дворянских кровей обрусевших поляков. И, собственно говоря, со студенческой скамьи они вместе рука об руку прожили до самого конца.
Не только прожили, но вместе творили. Когда, по воспоминаниям, они выбирали будущую площадку города, поговорив с Завенягиным. И, по воспоминаниям, вдохновившись той грандиозностью планов, которые им предстоят, они забрались на Шмидтиху и мечтали о том, какой прекрасный город вырастет здесь.»
Станислав Стрючков:
«Да, работали вдвоем, и Витольд Станиславович стал первым, одним из первых людей в мире, который осуществил строительство многоэтажных домов на вечной мерзлоте. Поэтому он и стал одним из 11 лауреатов Сталинской премии, и в результате у нас появились такие незабываемые вещи, как ансамбль улицы Севастопольской, где есть авторские проекты Непокойчицкого. Например, дом №7 знаменитый – один, который остался сегодня на этой улице.
Но главным творением этой семейной пары стал, конечно, ансамбль Октябрьской площади – визитная карточка нашего города. Еще на стадии проекта в 1946 году ансамбль Октябрьской площади завоевал главный приз на конкурсе архитектурных ансамблей, а в 1951 году, после реализации строительства, он получил третье место на конкурсе реализованных архитектурных ансамблей всей нашей страны. Можете себе представить? И это где-то там, в далеком Норильске.
Он очень тяжело переживал переход на новые хрущевские дома, на индустриальное строительство. Он видел, как меняется облик Ленинского проспекта после улицы Советской. Он не мог себе простить, что не отстоял многих своих идей, а видел он далеко вперед. Например, предсказывал развитие города до нескольких сотен тысяч человек и поэтому говорил: «Не надо строить Медный завод, давайте построим его в другом месте, а на этом месте у нас будет левобережье города Норильска – вторая очередь жилого Норильска». Его не послушали.
Он же говорил и о том, что в месте сочленения Ленинского проспекта с улицей Советской необходимо развернуть эту магистраль на 15 градусов и направить ее напрямую на Медный завод для того, чтобы избежать вот этих поворотов, которые сегодня затрудняют движение. В 1976 году знаменитые архитекторы покинули город и уехали на родину под Санкт-Петербург в небольшой городок, который называется Сясьстрой.
Памятник им – это сам город Норильск. Мы каждый день ходим улицами, которые они создали, мимо тех домов, и даже живем в тех домах, которые были созданы в то время.
Непокойчицкий – автор, так называемого, «норильского барокко». То, что мы видим на Октябрьской площади, – это барокко, дальше идет классицизм с элементами барокко, дальше просто классицизм, но, тем не менее, он был приверженцем именно этого стиля, потому что его так учили, это старая ленинградская школа. Именно поэтому Норильск до сих пор сравнивают с городом на Неве, говоря, что это маленький Ленинград. В этом, конечно же, заслуга Витольда Станиславовича и Лидии Владимировны.»