#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Ни для кого не секрет, что предприятие «Валек» очень важно для нашей территории. Отсюда жители отдаленных поселков могут добраться домой, а также прилететь на Большую землю, вахтовики отправляются к месту постоянной работы. Но какого же было удивление нашей съемочной группы, когда мы узнали, что здесь, на территории Валька, спасатели совместно с авиаторами отрабатывают различные приемы и различные взаимодействия.
Спасатели Норильской региональной поисково-спасательной базы – это всего 19 человек. Весь штат входит в состав Росавиации. Круглосуточно на дежурство заступает отряд из трех-четырех человек. Ориентированы бойцы на поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы. Но в отличие от того же МЧС круг ответственности значительно уже. Это воздушное и морское пространство. Зона ответственности – почти весь Таймыр.
И именно эти специалисты привлекаются первыми, случись авиакатастрофа или какой-нибудь сухогруз подаст сигнал бедствия. Если кажется, что на нашей территории этого может никогда не случиться – это большое заблуждение. На некоторых ресурсах в интернете можно отчетливо понаблюдать перемещение воздушного или водного транспорта – как российских, так и зарубежных судов.
Игорь Павлов, начальник Норильской региональной поисково-спасательной базы:
«На карте красным обозначен наш район ответственности. Поскольку мы воздушные суда Ми-8, не перекрываем район ответственности. Соответственно, в аэропорту Норильск стоит воздушное судно Ан-26. При необходимости, при поступлении команды вертолетом нас перебрасывают в аэропорт Норильск. Там перегружаем все имущество в Ан-26 и производим дальнейший поиск с Ан-26».
К счастью, делятся в отряде, нештатные ситуации возникают крайне редко. Так называемые спасателями боевые вылеты – всего два-три раза в год. И пока, как показывает практика, это далеко не критические ситуации.
Игорь Павлов, начальник Норильской региональной поисково-спасательной базы:
«В основном это средства малой авиации. Малые вертолеты, которые работают на промыслах. Это туристы, которые в летний период летают на частных вертолетах. Сейчас это все развивается. Плато Путорана является местом притяжения. Это не катастрофы. Это инциденты: непрохождение связи, потерялся пилот, какие-то технические неполадки».
Что касается тренировок, это процесс непрерывный, рассказывают спасовцы. День, ночь, зима или лето – это неважно. По тревоге отряд должен быть готов к выполнению операции любой сложности. Отсюда и ежедневная отработка самых разных тактических приемов. В программу входят прыжки с парашютом, десантирование из вертолета, транспортировка раненых.
Алеся Козина, начальник Центра управления полетами АО «Норильск авиа»:
«Помимо всего, есть еще Новосибирский центр, к которому мы относимся. Он также проверяет со своей стороны готовность экипажей. Объявляет готовность номер один по громкой связи. Мы, соответственно, по схеме связи оповещения – все заинтересованные службы. И идет дальше проверка, в течение которого времени экипаж приступает к полету».
Летом вертолет должен взлететь в течение получаса, зимой за 45 минут. И авиаторы, и спасатели получают сигнал тревоги одновременно. А по прибытии на взлетную площадку последним остается только загрузиться в транспорт.