Примечательно, что в Красноярске такая организация начала работу буквально на днях на базе железнодорожной больницы. В Норильске это не единое учреждение, а совместная работа городских поликлиник и оганерской больницы. Преимущество онкоцентра в том, что пациентов проводят по так называемому зеленому коридору. То есть врачи между собой ведут больного практически за руку, выписывает направление на прием и назначают лечение. Развитие онкологических центров не только в Норильске, но и по всей стране – это часть большой стратегии по увеличению продолжительности жизни нации. Еще два года назад Владимир Путин поручил правительству разработать проект в сфере здравоохранения. Согласно ему к 2030 году средняя продолжительность жизни россиян должна достичь 80 лет. Сейчас мы на отметке в 73 года. А онкология наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями –главная проблема сохранения здоровья населения, ведь каждый день в России умирают от рака более 700 человек. Как же борются с онкологией на местах, нам рассказали норильские врачи.
Норильский онкоцентр организовали 1 августа 2019 года. Он представляет собой коллаборацию трех медицинских учреждений. В двух поликлиниках, на Котульского, 4, и Кирова, 19, врачи диагностируют онкозаболевания и выписывают направления на его лечение, которое пациенты проходят здесь, в 1-й городской больнице в отделениях лучевой, химиотерапии и хирургии. В хирургическом отделении оганерской больницы 12 операционных, часть которых отведены специально для онкологических операций. Внутри – абсолютная стерильность. За этой дверью идет операция по удалению молочной железы. Онкологию у пациентки диагностировали только за неделю до операции, и у нее рак 2-й стадии. Обычно в таких случаях, говорят врачи, для излечения пациента достаточно только хирургического вмешательства. Именно таких операций в больнице проводят около 150 в год. Это существенная цифра, ведь рак молочной железы – самый распространенный вид онкологии. В прошлом году его выявили у 56 норильчанок. Это почти седьмая часть всех выявленных за тот период новообразований. Следующими в списке идут рак легкого и почек. Чтобы не подвергать пациента облучению и химиотерапии, пока опухоль не распространилась по организму, врачи принимают решение удалить больной орган. Здесь здоровье важнее внешней эстетики. Но, к сожалению, в случае с этой пациенткой появились осложнения. К теме химиотерапии мы перейдем буквально через минуту, а пока хирург-онколог Вячеслав Сидоров, сняв маску после операции, рассказывает об оснащении своего отделения. Эндоскопическую стойку и электрокоагулятор врачи получили два года назад. С их помощью хирургии теперь могут проводить малоинвазивные операции. То есть работать не через сплошной разрез, а через точечные проколы. В основном его используют для операций на брюшной полости. Сегодня в Норильске врачи-онкологи могут прооперировать новообразования любых органов. Единственное, говорят в больнице, нет онко-гинекологов. Пациенток с такими проблемами приходится отправлять в Красноярск. Зато всегда есть в наличии препараты для проведения химиотерапии. При нас заведующий отделением и санитар насчитали почти 60 наименований лекарств. Хватит на любую форму заболевания, говорят медики. А если чего-то недостает, то из Красноярска пришлют в кратчайшие сроки.
Дмитрий Гущин, заведующий онкологическим отделением Норильской межрайонной больницы №1:
«У нас очень хорошее снабжение лекарственными препаратами. В принципе, мы можем проводить лечение практически любым препаратом, если есть на это необходимость».
В стационаре оганерской больницы более 40 пациентов. Здесь те, кому хирургия не поможет, болезнь слишком разрослась, больные со 2-й и выше стадией онкологии. В зависимости от диагноза одним назначают разовые капельницы, у других курс лечения длится неделю и больше. Для них выделяют специальный инфузер.
Дмитрий Гущин, заведующий онкологическим отделением Норильской межрайонной больницы №1:
«Некоторым пациентам показано проведение химиотерапии на протяжении не менее полугода. Вот мы имплантируем венозный порт прямо под кожу пациента, и этот порт сохраняется до пяти лет».
Преимущество этого аппарата в том, что можно рассчитать, какое количество препарата за какое время должен получить пациент. Точная дозировка, говорит врач, позволяет снизить токсический эффект от лекарства и при этом добиться максимальной его эффективности. А вот еще один вид лечения онкологии – лучевая терапия.
Алексeй Седлецкий, заведующий отделением радиотерапии Норильской межрайонной больницы №1:
«Лучевая терапия – это локальное воздействие на опухоль. Может проводиться радикальная лучевая терапия, направленная на извлечение, также могут проводиться и спалеотивные цели улучшения качества жизни пациента, например с обезболивающей целью».
В аппарате находится пациент с онкологией ротовой полости. Развиться она могла, рассказывают медики, из-за курения или чрезмерных алкогольных возлияний. Даже укол рыбной косточкой мог его спровоцировать. Суть процедуры в том, что через специальную диафрагму на пораженный орган или часть тела направляется луч радиации. Его сечение, дозировку и угол падения точно рассчитывают на предлучевой подготовке. Там сначала на бумаге, а потом и в цифровом виде врачи создают модель пораженного и соседних органов. Это позволяет не задеть здоровые клетки. Сейчас в больнице необходим новый аппарат МРТ и компьютерный томограф. Старая техника работает с момента основания больницы, с 1991 года. Но когда здесь пройдут обновления – пока неизвестно. Нового метода лечения иммунной терапии, с помощью которой организм сам разрушает раковые клетки, тоже в ближайшее десятилетие в Норильске ждать не стоит. В России эта практика только начала развиваться, и то в нескольких клиниках, поэтому пока в Норильске продолжают лечить известными традиционными методами. И практически в ста процентах случаев, когда онкологию выявляют на первой стадии, болезнь не приговор. Людей излечивают, но чем позже выявлена болезнь, тем сложнее и дольше будет ее излечение, поэтому врачи призывают проходить диспансеризацию. Во многом благодаря ей в Норильске последние несколько лет выявляют почти 400 случаев заболеваний. Всего же по итогам прошлого года на учете стоял 2381 норильчанин. И открытие онкоцентра повысило для них доступность онкологической помощи.